Porshe vs Банк БКФ: кто несет ответственность за хищение имущества в сумме 41 млн. руб. с использованием служебного положения?

Приобретая автомобиль премиум класса в офисе официального дилера вы думаете только о комфорте, скорости и легендарной роскоши. О надежности и сохранности денег, передаваемых в счет приобретаемого автомобиля, никто и не задумывается. Однако, на этом стоит остановится по подробнее…

Осенью 2012 года с использованием служебного положения были совершены около 15 эпизодов хищения имущества путем обмана в крупном и особо крупном размерах. К удивлению владельцев дилера автомобилей Porshe и Банка БКФ следствием было установлено, что покупатели автомобилей премиум класса под заказ стали жертвами мошенников, прикрывающихся авторитетом Порше Центр Москва и Банка БКФ, отделение которого располагалось в офисе Порше Центр Москва. Приговором Головинского районного суда города Москвы было установлено, что организованная группа лиц, под руководством организатора – сотрудника Порше Центр Москва, - вводили в заблуждение клиентов автомобильного дилера, создавая видимость их сопровождения. Денежные средства, полученные мошенниками от клиентов, минуя оприходование их Банком БКФ в установленном порядке, поступали после передачи их кассирам – членам организованной группы лиц организатору преступления. Кассиры для создания вида принятия Банком денежных средств от клиентов выдавали приходные кассовые ордера, без соответствующей их регистрации в системе Банка БКФ.

Сохраняя свою репутацию, официальный дилер марки Porshe в России исполнил все свои обязательства перед клиентами – жертвами мошенников, передав соответствующие автомобили. По данным Порше Центр Москва ущерб, причиненный Дилеру, составил около 41 млн. руб.

В мае 2013 года Порше Центр Москва обратился в арбитражный суд с иском о возмещении Банком БКФ причиненного Дилеру ущерба. Сложность заключалась в том, что работодатель действительно ответственен за своих сотрудников, на что и ссылался Дилер.

Первая и апелляционная инстанции взыскали с Банка БКФ денежные средства в счет возмещения ущерба. В кассационной инстанции удалось отменить ранее вынесенные по делу судебные акты, дело было направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении в иске было отказано.

Представляя интересы Банка БКФ ЭЛКО профи убедило суд в том, что Банк не является лицом, виновным в причинении Дилеру ущерба, поскольку обязательство Банка по перечислению денежных средств на счет Дилера появляется с момента зачисления средств на его корреспондентский счет и получения документов, являющихся основанием для зачисления средств на счет получателя. Формальное изготовление приходного кассового ордера, который заведомо не должен был нести собой функцию первичного документа, и его последующее уничтожение не свидетельствует о поступлении денежных средств в Банк.

Кроме того, юристы обратили особое внимание суда на установление следствием того факта, что организатором преступления являлся сотрудник Порше Центр Москва, который путем сознательного сообщения покупателям заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, умолчании об истинных намерениях и введении лиц в заблуждение получил во владение и пользование 98,5% похищенных сумм.

Признавая отсутствие вины Банка в наличии ущерба, судами было указано на то, что действия работников, не опосредуемые трудовыми (служебными, должностными) обязанностями, не являются действиями юридического лица и данное обстоятельство исключает возложение на работодателя обязанности по возмещению причиненного в результате таких действий вреда в силу отсутствия противоправности его поведения.

Вышестоящие суды, включая Верховный суд Российской Федерации, поддержали изложенную позицию и оставили решение об отказе взыскания с Банка БКФ 41 млн. руб. в силе.


Дело № А40-61982/13

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017